Сезон «Цинмин»

Сезон «Цинмин» («Чистый свет»)

Сезон «Цинмин» («Чистый свет») — пятый сезон в системе 24-сезонного сельскохозяйственного календаря, он начинается с 4—6 апреля.
С древних времен первый день этого сезона отмечается в Китае как праздник — «Праздник чистого света» (清明节). Статья с сайта www.medbanki.ru

Свое название он получил благодаря климатическим изменениям, происходящим в это время. Весна наконец вступает в свои права, земля покрывается свежей зеленью, воздух становится невероятно чистым и прозрачным, свободно пропускает теплые лучи весеннего солнца. В древних книгах сказано: «В это время происходит рост всего сущего, вокруг чисто и светло, поэтому его и называют Чистым светом».

 В современном Китае «Праздник чистого света» является нерабочим днем. В этот день люди традиционно посещают могилы предков, а также выезжают на природу, чтобы насладиться наступлением весны. Именно поэтому его иногда называют «Праздником подметания могил» (扫墓节) или «Праздником прогулок по первой траве» (踏青节), «Поисками весны» (探春、寻春).
Во время посещения могил предков китайцы приводят надгробья в порядок, украшают могилы нежными зелеными ветвями ивы, возлагают цветы, раскладывают жертвенные яства и вино, возжигают свечи и курительные палочки, жгут «жертвенные деньги» из бумаги. Затем собравшиеся съедают жертвенную еду и выпивают вино. Заканчивается церемония разрывами петард.

В этот день также проводятся церемонии памяти и почитания национальных героев.
Давнюю историю также имеет традиция сажать во время этого праздника плодовые деревья. Известно, что в древности этот обычай соблюдался даже в императорском дворце, а сам праздник иногда называли «Праздником посадки деревьев» (植树节).

Исключительное значение в «Праздник чистого света» приписывается иве, которая считается символом связи живых с предками. Молодыми побегами ивы украшают могилы предков, их вешают под крышей дома и на ворота. Кроме того, посадка ивы рассматривается как способ предотвращения всевозможных несчастий.

Во время загородных прогулок в «Праздник чистого света» принято запускать воздушных змеев, что символизирует «отпугивание» нечистой силы. Весеннее небо наполняется разными по форме яркими и пестрыми воздушными змеями. Устраиваются соревнования по запусканию змеев, а также «конкурсы красоты»: чей змей лучше.

Также распространен обычай качания на качелях. Известно, что при династии Тан (618—907 гг.) качание на качелях было популярно при дворе императора, где любителей этого занятия называли «наполовину бессмертными», так как они то взмывали в небеса, то опускались вниз.
По свидетельству древних китайских источников, китайцы переняли качели от своих северо-западных соседей. Действительно, обычай качания на качелях весной, например, испокон веков популярен у казахов, он символизирует весну, обновление, радость жизни, любовь.

Во второй половине дня «Праздника чистого света» в городах и деревнях проводятся концерты, театрализованные представления, праздничные шествия, устраиваются шумные застолья.
Еще в древних источниках встречаются сетования образованных людей на то, что народ во время «Праздника чистого света» предается пьянству и непристойным увеселениям.
«Празднику чистого света» посвящена знаменитая живописная панорама «На реке в Праздник чистого света», или «На реке в День поминовения усопших» (清明上河图), созданная Чжан Цзэдуанем (张择端) в XII веке.

На свитке запечатлена повседневная жизнь обитателей императорской столицы Кайфын в «Праздник чистого света». Свиток размером 25×529 см в мельчайших подробностях изображает занятия самых разных сословий. В общей сложности можно разглядеть 814 человеческих фигур, 28 лодок, 94 животных и 170 деревьев. Интерактивную панораму свитка можно посмотреть по этой ссылке: http://www.npm.gov.tw/exh96/orientation/flash_4/index.html

Следует добавить, что вскоре после создания свитка войска чжурчжэней разрушили город Кайфын, а спустя еще некоторое время он был полностью уничтожен наводнением.
В день, предшествующий «Празднику чистого света», в Китае отмечается другой праздник — «Праздник холодной пищи» (寒食节), в который по традиции не принято разводить очаг и есть горячие блюда. Считается, что нарушение этой традиции непременно повлечет за собой ливни и град, которые нанесут ущерб посевам. В этот день обычно питаются заготовленной заранее пшенной кашей, а также свежими весенними овощами, употребление которых символизирует встречу весны.

В традиционном китайском лунном календаре «Праздник чистого света» обычно приходится на первые числа третьего лунного месяца.
Издавна бытует такая поговорка: «В третий день третьего лунного месяца пастушья сумка становится „чудодейственной пилюлей“ (灵丹)».
В Китае пастушья сумка употребляется в пищу со времен глубокой древности, причем рассматривается как важная овощная культура, употребление которой в пищу настоятельно рекомендуется весной, когда ее листья особо нежны.

Упоминается пастушья сумка в одном из древнейших культурных памятников — каноне «Ши цзин» (诗经, Канон стихов, XI—VI вв. до н. э.), а в медицинской книге «Мин и бе лу» (名医别录, Отдельные записи знаменитых врачей, III в.) она отнесена к продуктам высшего разряда (上品), что указывает на ее высокие питательные и целебные свойства.
В настоящее время в пищу обычно используются листья дикорастущей пастушьей сумки, хотя иногда она разводится и как овощное растение.
Основные функции пастушьей сумки таковы:

  • Восстановление свободной циркуляции Ци печени.
  • Успокоение печени, просветление глаз.
  • Охлаждение жара, остановка кровотечений.
  • Укрепление селезенки и желудка.
  • Содействие мочеиспусканию, устранение отеков.
  • Устранение токсина.

Показания:

  • Застой Ци печени.
  • Гиперактивность Ян печени.
  • Возгорание огня печени.
  • Недостаток Ци селезенки.
  • Лекарственная интоксикация.

Для лечения и профилактики застоя Ци печени рекомендуем «Пельмени с пастушьей сумкой» (荠菜饺子): приготовить тесто из пшеничной муки и соли, а также начинку из мелко нарезанных листьев пастушьей сумки, 1 ст. ложки кунжутного (подсолнечного) масла и соли по вкусу, готовить пельмени обычным способом.

А при артериальной гипертонии со свойствами гиперактивности Ян печени или возгорания огня печени можно заваривать по 6—9 г свежей пастушьей сумки и пить вместо чая.

Напомним, весна соотносится с элементом Дерево, печенью, гневом, зеленым цветом. Весной крайне важно поддерживать свободную циркуляцию Ци печени, так как этот застой может привести к гиперактивности Ян печени или возгоранию огня печени, а по представлениям китайской медицины —это основные причины артериальной гипертонии.

Поддержанию свободной циркуляции Ци печени также способствует пребывание на свежем воздухе, достаточные физические нагрузки, контакт с зелеными растениями, недопущение гнева и раздражительности, внутреннее состояние гармонии, умение радоваться жизни.
О постановке банок в этот сезон можно прочитать на сайте www.medbanki.ru

Поделиться:

  1. Оксана, свиток потрясающий! Можно рассматривать его очень долго, так точно прописаны мельчайшие детали!!!

  2. Валентина пишет:

    Оксана! А пастушья сумка, это одуванчики? Похоже на одуванчики. Или я ошибаюсь?
    С уважением
    Валентина

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте ранее:
Оксана Сахранова. «Летящие звезды Сань Юань»

В статье "Александр ...

Закрыть