Консультация по карте бацзы ребенка
Говорили в мае с одной клиенткой. Я делала в начале года консультацию по карте бацзы ребенка — ее дочки, и она мне позвонила, чтобы рассказать, что произошло за это время.
Поведение ее дочери напомнило мне поведение одной девочки, которую я знала много лет назад.
Об отце ребенка ничего известно не было, а мама была актрисой. Заниматься ребенком ей было совершенно некогда, поэтому девочка жила у бабушки, а с мамой встречалась на дневных репетициях в театре.
Видимо, театр был драматический, где ставили пьесы Островского и Чехова, потому что когда ребенку хотелось привлечь к себе внимание, она театрально подносила руку к шляпе ( это была не детская панамка, а именно шляпа и совсем не детская) и театрально говорила совсем не современную фразу: «Ох, мне дурно» и плавно «падала в обморок».
Причем дурно ей становилось только на зеленой лужайке или, в-крайнем случае, на чистом асфальте. Никогда в грязи или поблизости от лужи . После этого все начинали суетиться вокруг нее, ну как же – ребенку то дурно! Она особенно быстро «отходила» на руках у мужчин, особенно молодых и красивых. Думаю, что подсмотрела у мамы, кто может помочь женщине в беде лучше всех.
Это было явно манипулирование окружающими, чтобы получить их внимание и восхищение, но никто кроме меня почему то это не понимал. Ей как-то и в моем присутствии тоже стало «дурно», при этом жест «плавно подносим руку к шляпе» был таким переигранным, что не засмеяться было не возможно.
Но я на полном серьезе сказала: «Как только перестанет быть дурно, встанешь и придешь туда то. Я тебя там буду ждать».
Дальше было продолжение спектакля.
Сначала она полежала с минуту – ну вдруг я пойму, что нельзя оставлять одного ребенка, которому стало дурно…
Потом открылся один глаз, чтобы проверить, есть ли еще кто-то, кто поспешит на помощь. Потом поднялась голова, чтобы проверить, неужели в самом деле нет никого, кто бы помог девочке, которой стало дурно…
Поняв, что сострадательных зрителей нет, она встала, встряхнула платье, поправила шляпу, оглядела себя — красотка или еще нет? Может нужно ли еще что-то поправить? И пошла туда, где я ее ждала.
С одной стороны это было смешно, с другой стороны ребенок хотел привлечь к себе внимание, и, видя театральное поведение мамы, и, видимо, особенности самой мамы, действовала так, как вела себя мама и театральные персонажи.
У девочки клиентки были немного другие стили поведения. Тоже демонстративные, но мама не работает актрисой, поэтому «дурно» с прикладыванием руки к шляпе ей не становилось…
Мама жаловалась на плохое поведение дочери, но не понимала, что именно им дочь пытается привлечь внимание мамы, что ребенку катастрофически не хватает любви ( мало полезной правильной печати в карте).
Мама искренне считала (ее отношение к ребенку характеризует «Склонность к богатству»), что ребенок прежде всего должен быть обеспечен именно материально, для того, чтобы девочка была не хуже других.
Что сделали?
Прежде всего я рассказала маме, что девочка так ведет себя потому, что хочет привлечь ее внимание. Для мамы было открытием, что ребенку, оказывается, нужны не фирменные вещи и навороченные телефоны, а просто любовь мамы. Слова о том, как она любит дочку. Ее поддержка, ее забота, просто посидеть вместе и поговорить. А на это все у мамы не было времени из-за того, что мама все время на работе.
Понятно, что и деньги нужно зарабатывать, но решили, что мама обязательно будет находить хотя бы час в день для того, чтобы провести его с ребенком, поговорить о делах, обсудить новости, поболтать как подружки, а в один из выходных мама посвятит дочке полдня.
Договорились, что когда дочка начинает «выделоваться», мама не будет ее ругать или призывать к дисциплине, а будет воспринимать это как показатель того, что девочке не хватает любви, как самый подходящий момент уделить ребенку внимание, поговорить с ней. Пришли к выводу, что при капризах девочки мама не будет реагировать ярко, с бурными выяснениями отношений ( как было до этого), наоборот, в любой ситуации постарается оставаться эмоционально спокойной и проявлять мудрость в понимании ребенка.
А чтобы не создавать порочный круг — если выпендриваюсь = мама со мной и проявляет заботу, то говорить с ребенком и учить ее выражать словами свое желание и необходимость побыть с мамой, свои чувства и необходимость поддержки.
Мама сказала, что именно этот совет был самым важным. Как только в моменты «кризисов» дочери она прекратила эмоционально в них вовлекаться, скандалить с дочерью и призывать ее к хорошему поведению, а стала видеть ребенка, которому не хватает любви, внимания, так отношения с дочерью улучшились, выпендривания дочери стали реже и длятся совсем не долго.
Договорились, что они вместе придумают какие-то ритуалы, семейные традиции, которые дочка в будущем сможет передать своим детям и которые будут связывать маму и дочку тайными узами.
Поговорили о том, что мама раз в неделю будет посылать на телефон дочки разные аудио сообщения, где она будет рассказывать о своих чувствах к дочери, о том, как она ей дорога, и что она в ней ценит.
Что иногда они будут слушать вместе музыку — иногда ту, которая нравится дочке, а иногда ту, которая нравится маме и обсуждать ее.
Удивительно, но эти простые меры ( и еще некоторые другие) позволили изменить отношения между мамой и дочкой в лучшую сторону.
Примеры других детских консультаций и рекомендаций можно посмотреть здесь.
Оксана, Ваше чувствование детской карты восхищает! Спасибо, что делитесь опытом и результатами!