Cезон «Весеннее равноденствие»

Сезон «Чуньфэнь» («Весеннее равноденствие»)

Сезон «Чуньфэнь» («Весеннее равноденствие») — четвертый сезон в системе 24-сезонного сельскохозяйственного календаря, он начинается с 20—21 марта.
В первый день этого сезона продолжительность дня равна продолжительности ночи. Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе.
Со времен глубокой древности люди разных народов придавали особое значение дню весеннего равноденствия.  Статья с сайта www.medbanki.ru

В книге знаменитого философа Дун Чжуншу (董仲舒, 179—104 гг. до н. э.) «Чуньцю фаньлу» (春秋繁露, Обильная роса летописи Чуньцю) сказано: «Весеннее равноденствие — это распределенные поровну Инь и Ян, ибо одинаковы день и ночь, вровень холод и зной». Другими словами, весеннее равноденствие издревле рассматривалось в Китае как период полной природной гармонии Инь и Ян.

Сама природа пребывает в гармонии, а ведь человек — это часть природы. Главное — увидеть и почувствовать эту гармонию в себе и не нарушить ее необдуманными действиями в повседневной жизни. К таким действиям можно отнести эмоциональный дисбаланс, нарушение режима труда и отдыха.

Очень важное значение в период весеннего равноденствия имеет гармоничное питание.
Традиционно весной китайцы едят много свежей зелени. С зеленью готовят пельмени, манты, пирожки, чебуреки, весенние роллы (春饼).

Важнейшим весенним овощем испокон веков считается джусай. Ботаническое название этого растения — лук клубневой (Allium tuberosum). Он также известен под названиями китайский резанец, лук душистый, лук пахучий китайский.
В Европе этот вид лука встречается редко, зато широко распространен в Средней Азии и Казахстане, причем именно под названием «джусай» явно китайского (дунганского) происхождения (от 韭菜, цзю цай).

Джусай широко культивируется в Китае не менее 3000 лет. Он упоминается в таких классических трактатах как «Ся сяо чжэн» (夏小正, Малый календарь династии Ся), «Ши цзин» (诗经, Канон стихов), «Ли цзи» (礼记, Записи о ритуалах), «Шань хай цзин» (山海经, Канон гор и морей), «Хуанди нэй цзин» (黄帝内经, Канон Желтого императора о внутреннем).

Издревле джусай высоко ценился за свои целебные свойства. В древних травниках он традиционно описывался первым среди овощей, что указывало на его исключительную питательную и лечебную ценность. А в книге «Бэнь цао ши и» (本草拾遗, Восполнение упущенного в травоведении, 741 г.) о нем сказано следующее: «Среди овощей является самым теплым и полезным для человека. Следует чаще есть его».
Наряду с грецким орехом джусай является важнейшим продуктом растительного происхождения, способствующим восполнению Ян, поэтому в книге «Яо пу» (药谱, Перечень лекарств), изданной во время правления династии Тан (618—907 гг.), он назван «травой для поднятия Ян (повышения потенции)» (起阳草).

Основные целебные функции джусая таковы:

  • Восполнение Ян почек.
  • Прогревание желудка, укрепление Ян селезенки.
  • Устранение застоя Ци и крови.
  • Нормализация функций цзанфу-органов.
  • Изгнание токсина.
  • Профилактика простудных заболеваний.

Особенно важным для поддержания здоровья традиционно считается употребление достаточного количества свежего джусая именно весной. Знаменитый врач Ли Шичжэнь (李时珍, 1518—1593 гг.) называл его «овощем печени». Напомним, весна соотносится с элементом Дерево, печенью, зеленым цветом.

Летом джусай уже не едят, ибо «весной — ароматный, летом — вонючий», «даже ишак летом не будет есть». Такие поговорки бытуют среди современных китайцев и уйгуров. Встречаются они и в древних книгах. Так, в «Бэнь цао янь и» (本草衍义, Расширение значения в травоведении, 1116 г.) о джусае сказано следующее: «Если есть весной, — ароматный. Если есть летом, — вонючий… Именно об этом и говорил Конфуций: „В ненадлежащий сезон не есть“ (不时不食)».
Вернемся, однако, в гармоничному питанию в период весеннего равноденствия.
Джусай, как и другие виды лука, обладает свойствами тепла и острым вкусом, способствует укреплению Ян. Для обеспечения «гармоничности» питания его свойства должны быть сбалансированы другим продуктом, способствующим восполнению Инь. Традиционно при приготовлении начинок для весенних пельменей, пирожков и роллов его смешивают с омлетом, так как куриное яйцо обладает свойствами восполнения Инь. Полученное в результате такого смешения блюдо полностью соответствует китайским представлениям о «гармоничном» питании в период весеннего равноденствия. Добавим, что очень часто с джусаем готовят омлет.
Если в Ваших краях джусай найти сложно, можно просто приготовить фаршированные блинчики с начинкой из зеленого лука и яйца.

 

Теперь поговорим о некоторых обычаях, распространенных в Китае в дни весеннего равноденствия.
Во-первых, это игра под названием «ставить вертикально куриные яйца» (竖蛋). Считается, что успеха в этом деле можно добиться лишь в день весеннего равноденствия. В другие дни поставить яйца вертикально просто не получится. В современных популярных изданиях этот феномен объясняется астрономическими особенностями дня весеннего равноденствия, а также особым «гармоничным» состоянием, в котором пребывают люди в это время, что и обеспечивает им надлежащую сноровку. Попробуйте сами… Добавим лишь, что лучше всего для вертикальной постановки подходят яйца на 4—5 день после откладывания.

Стержнем китайской цивилизации всегда было земледелие. Именно земледелие определило многие особенности характера китайского народа.
Весна — это время пахоты, а пахали обычно на быках.
Издревле в деревнях в дни весеннего равноденствия устраивается церемония «порки весеннего быка» (打春牛), при которой старейший житель села трижды подхлестывает плетью специально изготовленного из глины весеннего быка (春牛), что и означает начало года земледелия и поощрение посевных работ. Затем к «порке» приступают другие крестьяне. А для избавления от болезней вокруг глиняного быка трижды обходят женщины с маленькими детьми на руках. Осколки разбитой глиняной скульптуры быка присутствующие забирают себе в качестве амулета.
Также существует обычай, при котором люди обмениваются рисунками с изображениями «весеннего быка» (春牛图), которого ведет на поля дух весны, Дерева, востока по имени Гоу-ман (句芒). Подобные рисунки напоминают людям о том, что весна является ключевым сезоном года, и нужно сосредоточить внимание на сельскохозяйственных работах.
А еще над полями запускают воздушных змеев, которые призваны отпугнуть птиц от появившихся ростков…

В современной астрономии весеннее равноденствие считается астрономическим началом весны. А у иранских и тюркских народов это праздник нового года — Навруз, Наурыз, Норуз… (от персидского Nowrūz — «новый день»). Этот праздник имеет древнейшую историю. Он также включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а 21 марта объявлено как Международный день Навруз.
Воистину это прекрасный и светлый праздник, праздник жизни, весеннего пробуждения и обновления, праздник новых надежд…

статья с сайта www.medbanki.ru

Поделиться:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте ранее:
апрель
Не используйте 26, 27 апреля для важных дел

Не используйте 26, 2...

Закрыть